Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 29.07.2004 № А29-1094/04А
<ОТКАЗ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ОТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАПРАШИВАЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ ПРИЗНАН СУДОМ НЕПРАВОМЕРНЫМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 29 июля 2004 года Дело № А29-1094/04А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13 мая 2004 года по делу № А29-1094/04А, принятое судьей Полицинским В.Н.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13 мая 2004 года по делу № А29-1094/04А в удовлетворении требований отказано.
Заявитель (Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми) не согласен с решением суда, просит его отменить, указав, что отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки является налоговым правонарушением и влечет ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, требование о представлении документов устанавливает срок для исполнения (пятидневный со дня получения требования), судом неправильно применены нормы материального права.
Ответчик (открытое акционерное общество) письменный отзыв на жалобу не представлял.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Камеральной проверкой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) по налоговой ставке "0" процентов за июль 2003 года, представленной ответчиком 20.08.2003, проведенной Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам (МРИ МНС РФ) по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, установлено, что налогоплательщиком в нарушение требований статей 23 и 93 Налогового кодекса РФ не представлены в налоговый орган счета-фактуры в количестве 1039 документов, платежные документы в количестве 1039 документов, акты сверки взаимной задолженности - 30 документов.
По материалам проверки МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми вынесено решение от 17.11.2003, которым открытое акционерное общество привлечено к ответственности по основаниям пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и иных сведений в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ - 105 400 руб. согласно расчетам заявителя.
Решением Управления МНС РФ по Республике Коми от 23.03.2004 названное решение о привлечении к налоговой ответственности изменено, сумма подлежащего взысканию штрафа уменьшена на 1 500 руб.
Решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, расчет размера штрафа ответчиком в установленном порядке не оспаривались.
Досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьями 69, 70 и 104 Налогового кодекса РФ, заявителем соблюден.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, неосновательно признал, что требование о представлении документов не соответствует установленной форме, в решении о привлечении к налоговой ответственности не указаны обстоятельства совершенного правонарушения, инспекцией не доказано, что истребуемые документы необходимы для проведения налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как усматривается из материалов дела, требование налогового органа о предоставлении документов, решение о привлечении к налоговой ответственности, являющееся основанием для взыскания суммы штрафа, в установленном порядке не признаны незаконными (недействительными).
Согласно статье 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми направлено в адрес ответчика требование от 02.10.2003 о предоставлении документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в т.ч. счета-фактуры в количестве 1039 документов, платежные документы в количестве 1039 документов. Установлен срок представления документов - пятидневный со дня получения требования, в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах.
Указанное требование содержит перечень всех требуемых документов с указанием даты и номера счета-фактуры, продавца, платежного документа по оплате каждого счета-фактуры. Указанные документы соответствуют сведениям книги покупок ответчика.
Требование о предоставлении документов получено ответчиком 07.10.2003 согласно почтовому уведомлению с отметкой о вручении.
В ответ на указанное требование налогоплательщик письмом от 10.11.2003 уведомил налоговый орган о том, что копии требуемых документов в полном объеме представлены не будут. Ответ не содержит ходатайства о продлении сроков для представления документов, сведений о невозможности их представления, отсутствии документов, иных сведений, свидетельствующих о неясности, какие конкретно документы необходимо представить налогоплательщику.
В описательной части решения МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми о привлечении к налоговой ответственности от 17.11.2003 и решения Управления МНС РФ по Республике Коми от 23.03.2004 достаточно полно описаны обстоятельства совершенного налогоплательщиком правонарушения.
Вывод суда первой инстанции о том, что из содержания статей 93 и 94 Налогового кодекса РФ следует, что истребование налоговым органом документов у налогоплательщика и привлечение к ответственности по основаниям статьи 126 Кодекса возможно только в случае проведения выездной налоговой проверки, является ошибочным и является по сути расширительным толкованием законодательства о налогах и сборах, что недопустимо. Указанные нормы не содержат такого ограничения прав налоговых органов.
Напротив, анализ содержания статьи 93 Налогового кодекса РФ в системной связи со статьями 87, 88, 89 Кодекса свидетельствует о наличии права налогового органа истребования у проверяемого налогоплательщика необходимых для проверки документов как при камеральной, так и при выездной налоговой проверке.
При таких обстоятельствах, налоговый орган правомерно обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика налоговых санкций.
Решение суда подлежит отмене, как вынесенное при несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 13 мая 2004 года по делу № А29-1094/04А отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества в доход бюджета 103 900 руб. штрафа, в доход федерального бюджета 5 494 руб. 23 коп. госпошлины.
Выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
В.Г.ПРОТАЩУК

Судьи
С.К.ЕЛЬКИН
А.А.КНЯЗЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru