Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 28.06.2004 № А29-8516/03-3э
<АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ ПОДТВЕРДИЛА РЕШЕНИЕ СУДА О НЕОБХОДИМОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 28 июня 2004 года Дело № А29-8516/03-3э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 21 июня 2004 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 8 апреля 2004 года по делу № А29-8516/03-3э, принятое судьей Юдиной О.П.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 8 апреля 2004 года с Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества Республики Коми взыскано 384 731 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот согласно Федерального закону "О ветеранах", за пользование телефоном, а также с Министерства финансов Республики Коми взыскано 12 042 руб., составляющих убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот согласно указанному Закону, по оплате за пользование радиоточкой.
Не согласно с принятым судебным актом в части взыскания с него убытков на сумму 384 731 руб., Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми в апелляционной жалобе указывает, что судом дана ошибочная оценка обстоятельств дела и неправильно применены нормы материального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что производство по данному делу следует прекратить согласно п. 2 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-4435/02-3э.
Кроме того, заявитель полагает, что на него не может быть возложена ответственность за причинение открытому акционерному обществу убытков в виде недополученного дохода вследствие представления льгот гражданам по Закону Российской Федерации "О ветеранах", поскольку с его стороны не допущено виновных действий или бездействий.
По мнению апеллянта, лицами, ответственными за причиненные убытки, являются Министерство труда и социального развития Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств либо Министерство Республики Коми по социальным вопросам.
В представленных суду отзывах на апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление по социальным вопросам администрации МО "Эжвинский район", Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Эжвинском районе, Министерство финансов Республики Коми считают, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для отмены решения не имеется.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы, представители открытого акционерного общества, Управления по социальным вопросам администрации МО "Эжвинский район", Финансового управления Министерства финансов Республики Коми в Эжвинском районе, Министерства финансов Республики Коми просят оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в отсутствие представителей Министерства Республики Коми по социальным вопросам, Министерства труда и социального развития РФ, извещенных о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество в 2001 году оказывало услуги связи гражданам, проживающим в Эжвинском районе Республики Коми с учетом льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "О ветеранах".
По сведениям истца, убытки в виде неполученных доходов вследствие предоставления льгот по оплате установки телефона и абонентской плате в 2001 году не были возмещены в полном объеме и составляют 384 731 руб.
Открытое акционерное общество полагая, что нарушены его права, обратилось в арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании данной денежной суммы с Министерства финансов Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что рассмотрение производства по делу следовало прекратить, несостоятелен в силу следующего: состав лиц, участвующих в деле А29-8516/03-3э иной, чем в деле А29-4435/02-3э, так как в данном деле Министерство финансов Российской Федерации выступает в лице ответчика, тогда как в ранее рассмотренном деле данное лицо участвовало в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о рассмотрении дела по существу.
В силу ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 16.02.1995 № 15-ФЗ возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту в) п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным Законом на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот. В подпункте а) пункта 1 указано, что Правила устанавливают порядок возмещения в 2000-м году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи, в том числе ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Законом РФ "О ветеранах". В соответствии с п. 2 данных Правил финансирование расходов, указанных в пункте 1 Правил, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам.
В силу данных Правил Министерство труда и социального развития РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты субъектов РФ по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2000 год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Действие данных Правил продлено на 2001 год.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" утверждены в составе раздела "Финансовая помощь бюджетам других уровней" средства на реализацию федеральных полномочий по льготам, установленным Федеральным законом "О ветеранах", в сумме 4 000 млн. руб., в том числе на оплату установки квартирных телефонов и абонентскую плату за пользование ими в размере 1 003 млн. руб.
В силу п. 23 Постановления Правительства РФ № 255 от 30.03.2001 выделение в 2001 году средств в размере 4 000 млн. руб. при предоставлении льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" и предусмотренных к финансированию по соответствующему разделу бюджетной классификации "Финансовая помощь бюджетам других уровней", осуществляется Министерству труда и социального развития Российской Федерации по разделу социальная политика для последующего финансирования органов социальной защиты населения субъектов в соответствии с заключенными с ними соглашениями и в порядке, установленном ст. 125 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год".
Согласно данным Министерства труда и социального развития РФ по распределению объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2001 год на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" Республике Коми должно быть произведено финансирование в размере 19 302,09 тыс. руб.
Денежные средства на вышеуказанную сумму фактически поступили в Республику Коми, что подтверждается отчетом Министерства Республики Коми по социальным вопросам за 2001 год.
Из справки Министерства труда и социального развития РФ от 15.02.2001 усматривается, что в 2001 году помимо средств, распределенных между субъектами Российской Федерации для финансирования операторов связи, был оставлен резерв в размере 34 000,01 тыс. руб. Данных о распределении указанной денежной суммы между субъектами Российской Федерации в материалах дела не имеется.
В Республику Коми дополнительных бюджетных ассигнований для возмещения убытков открытого акционерного общества в 2001-м году не поступало, несмотря на дополнительную заявку Министерства Республики Коми по социальным вопросам.
Из полученных денежных средств управлению по социальным вопросам администрации МО "Эжвинский район" в 2001 году было перечислено на реализацию льгот, предоставляемых согласно Федеральному закону "О ветеранах", 1 007 000 руб. для возмещения убытков открытому акционерному обществу, что подтверждается справкой Министерства финансов Российской Федерации.
Управлением по социальным вопросам денежные средства в указанном размере были перечислены истцу, что подтверждается платежными поручениями, актом сверки расчетов между сторонами.
Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации не представило суду доказательств, которые свидетельствовали бы о полном финансировании льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно акту сверки между Сыктывкарским филиалом открытого акционерного общества и управлением по социальным вопросам МО "Эжвинский район" из федерального бюджета истцу не возмещено 384 731 руб. долга, возникшего вследствие предоставления им льгот по Закону РФ "О ветеранах", указанная сумма представляет собой для открытого акционерного общества убытки в виде неполученных доходов вследствие исполнения им прямых указаний норм федерального закона.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Суд апелляционной инстанции полагает, что ответственность за причиненные открытому акционерному обществу убытки должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации за счет средств казны.
Возложение обязанности по возмещению убытков на главного распорядителя бюджетных средств в рассматриваемом споре не основано на нормах права.
Пунктом 5 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ на главного распорядителя бюджетных средств возложены обязанности по составлению бюджетной росписи, распределению лимитов бюджетных обязательств и исполнению соответствующей части бюджета.
Бюджетное обязательство представляет собой признанную органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникшая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.
В силу ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.
Следовательно, исходя из положений Кодекса главный распорядитель бюджетных средств обязан распределить выделенные ему денежные средства между получателями в течение соответствующего года.
То есть по окончании календарного года у него не должно остаться нераспределенных денежных средств.
При отсутствии у главного распорядителя бюджетных средств, подлежащих целевому распределению между получателями, не представляется возможным привлечение его к ответственности в виде возмещения убытков, причиненных открытому акционерному обществу, в том числе и в случае нецелевого использования бюджетных средств.
Взыскание денежных средств с Министерства Республики Коми по социальным вопросам в возмещение убытков открытому акционерному обществу невозможно также по причине отсутствия у него средств из-за недофинансирования.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований открытого акционерного общества за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации являются правильными.
Судебные расходы в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" Министерство финансов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2004 по делу № А29-8516/03-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
Т.В.ЕГОРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru