Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 24.06.2004 № А29-828/04А
<ПОЛОЖЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РАССМОТРЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 24 июня 2004 года Дело № А29-828/04А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15 апреля 2004 года по делу № А29-828/04А, принятое судьей Елькиным С.К.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15 апреля 2004 года по делу № А29-824/04А заявленные требования удовлетворены.
Ответчик (территориальное управление) не согласен с решением суда, просит его отменить, указав, что перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса, судом применен закон, который в данном правоотношении не должен применяться.
Заявитель (Министерство финансов РК) не согласен с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что Министерство осуществляло функции резидента, соблюдая законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, на которое антимонопольное законодательство не распространяется, уполномоченный банк определен в соответствии с разрешением Центробанка России.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Территориальным управлением в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг установлено, что 01.04.2003 Министерством финансов Республики Коми заключен с региональным банком договор банковского счета на осуществление расчетного обслуживания. Согласно пункту 2.2 договора счет предназначен для осуществления операций по обслуживанию государственного долга Республики Коми и финансовых заимствований на внутреннем рынке.
В соответствии со статьей 13 ФЗ от 23.06.99 № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса.
Территориальное управление, посчитав, что названный договор банковского счета заключен с нарушением требований статьи 13 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", выдал Министерству финансов РК предписание по делу о расторжении договора, противоречащего законодательству о защите конкуренции на рынке финансовых услуг от 24.12.2003.
Заявитель, не согласившись с названным предписанием, обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно удовлетворил заявленные требования, признав, что Министерство финансов РК осуществляло функции резидента в соответствии с требованиями ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", положения антимонопольного законодательства на данные правоотношения не распространяются.
В соответствии со статьей 12 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" запрещено федеральным органам исполнительной власти, Центральному банку РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного управления принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 этого Закона установлено, что он распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на соответствующем рынке.
Таким образом, совершение органами исполнительной власти субъекта РФ действий, создающих льготные условия деятельности для отдельных финансовых организаций, подлежат антимонопольному контролю только в том случае, если они имеют своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг.
Согласно статье 3 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" конкуренция на рынке финансовых услуг - это состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.2000 № 194 определены условия антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и утверждена методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций. На основании данного Постановления МАП России Приказом от 02.10.2000 № 730 утверждена соответствующая Методика определения оборота банковских услуг, подлежащая применению антимонопольным органом при осуществлении контроля по соблюдению антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
В силу требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагаются на соответствующий орган либо должностное лицо.
Ответчиком не представлялись суду и в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства наличия указанных выше условий и применение установленной методики при осуществлении контроля по соблюдению антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 30.04.2002 № 49, заявитель является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Республике Коми и координирующим деятельность в данной сфере министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Министерство финансов Республики Коми, осуществляя правомочия собственника в отношении государственной собственности субъекта РФ (средства соответствующего бюджета), 01.04.2003 заключило договор с региональным банком на осуществление расчетного обслуживания (договор банковского счета) в целях осуществления операций по обслуживанию государственного долга Республики Коми и финансовых заимствований на внутреннем рынке.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом, совершать в отношении его любые, не запрещающие законом действия. Правоотношения в области услуг банковского счета регулируются главой 45 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 договора Банк обязуется предоставить Клиенту услуги по ведению в установленном порядке учета денежных средств на счетах Клиента, своевременному зачислению на счет Клиента поступающие суммы, выполнению распоряжений Клиента о производстве платежей с его счета в пределах остатка средств.
Предоставление услуг, не относящихся непосредственно к расчетному обслуживанию, осуществляется Банком на основании отдельных договоров.
Исходя из вышеизложенного, действия Министерства финансов Республики Коми, направленные на организацию системы управления бюджетными ресурсами Республики, не влияют на конкурентную ситуацию и не ограничивают конкуренцию финансовых услуг, поскольку статья 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" не устанавливает требований по обязательному конкурсному отбору кредитных организаций для обслуживания банковского счета в отношении средств, являющихся собственностью субъекта РФ.
Согласно статье 31 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный процесс на своем уровне. МАП России не является участником бюджетного процесса в силу статьи 164 Бюджетного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда нет.
Руководствуясь ст. ст. 153, 155 - 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 15 апреля 2004 года по делу № А29-828/04А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
В.Г.ПРОТАЩУК

Судьи
М.Ю.КОЧЕРГА
И.Б.ЛЕУШИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru