Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 07.06.2004 № А29-8509/03-3э
<УБЫТКИ, ПОНЕСЕННЫЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, ВОЗМЕЩАЮТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 7 июня 2004 года Дело № А29-8509/03-3э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 3 июня 2004 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.04 по делу № А29-8509/03-3э, принятое судьей Юдиной О.П.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.04 удовлетворены исковые требования открытого акционерного общества о взыскании за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации 52 564 руб. убытков, причиненных предоставлением льгот отдельным категориям граждан Эжвинского района города Сыктывкара по услугам связи в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах".
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой на принятое решение.
В частности, заявитель апелляционной жалобы полагает, что на него не может быть возложена ответственность за причинение открытому акционерному обществу убытков в виде недополученного дохода вследствие представления льгот гражданам по Федеральному закону "О ветеранах", поскольку с его стороны не допущено виновных действий или бездействия. По мнению апеллянта, лицом, ответственным за причиненные убытки, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств.
В представленных суду отзывах на апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление по социальным вопросам АМО "Эжвинский район города Сыктывкара", Финансовое управление Минфина Республики Коми в Эжвинском районе города Сыктывкара считают, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для отмены решения не имеется.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество в 2002 году оказывало услуги связи гражданам, проживающим на территории муниципального образования "Эжвинский район города Сыктывкара" с учетом льгот, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах" в размере 1 958 564 руб.
В соответствии со статьей 14 ФЗ "О ветеранах" инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на внеочередную бесплатную установку телефона и льготу в виде оплаты в размере 50 процентов абонентской платы за пользование телефоном и радиоточкой. Льготы в виде оплаты в размере 50 процентов с установленной абонентской платы за пользование телефоном и радиоточкой на основании статей 15, 21, 22 указанного ФЗ предоставляются также участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов войны, ветеранам труда и другим, перечисленным в Законе, категориям граждан.
По сведениям истца, расходы на предоставление льгот по абонентской плате в 2002 году были возмещены частично, в сумме 1 906 000 руб., вследствие чего убытки составляют 52 564 руб.
Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании данной денежной суммы с Управления по социальным вопросам администрации муниципального образования "Эжвинский район города Сыктывкара" и Министерства финансов Российской Федерации.
В силу статьи 30 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 16.02.1995 № 15-ФЗ возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным Законом на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот. В подпункте "а" пункта 1 указано, что правила устанавливают порядок возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи, в том числе ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Законом РФ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 2 данных Правил финансирование расходов, указанных в пункте 1 Правил, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам.
В силу данных Правил Министерство труда и социального развития РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты субъектов РФ по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2000 год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Согласно Ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2002 год (приложение № 6 к ФЗ от 30.12.01 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год") на "Расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование" было предусмотрено выделение из федерального бюджета 1 620 700 тыс. руб. Главным распорядителем указанных средств являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Из сведений о финансовом исполнении ФЗ "О ветеранах", Указа Президента РФ от 15.10.92 № 1235, представленных ликвидатором Министерства Республики Коми по социальным вопросам, следует, что Минтрудом Российской Федерации было перечислено Республике Коми 38 409,3 тыс. руб., из них Министерством Республики Коми по социальным вопросам направлено Эжвинскому району города Сыктывкара 1 930 тыс. руб., в том числе: 1 906 тыс. руб. - на оплату абонентской платы за телефон, 24 тыс. руб. - на установку телефона.
Перечисление Управлению по социальным вопросам АМО "Эжвинский район города Сыктывкара" указанных денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" и их дальнейшая передача истцу подтверждается материалами дела.
Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по РК не представило суду документы, свидетельствующие о полном финансировании названных расходов или о не целевом использовании денежных средств федерального бюджета другими ответчиками.
Таким образом, судом первой инстанции на основании материалов дела правомерно установлено, что открытое акционерное общество понесло убытки в размере 52 564 руб. в виде неполученных доходов вследствие неисполнения Министерством финансов Российской Федерации прямых указаний норм федерального закона.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исходя из положений Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обязан распределить выделенные ему денежные средства между получателями в течение соответствующего года.
То есть по окончании календарного года у главного распорядителя бюджетных средств не должно остаться нераспределенных денежных средств.
При отсутствии у главного распорядителя бюджетных средств, подлежащих целевому распределению между получателями, не представляется возможным привлечение его к ответственности в виде возмещения убытков, причиненных открытому акционерному обществу, в том числе и в случае нецелевого использования бюджетных средств.
Таким образом, доводы апеллянта о возложении обязанности по возмещению убытков на главного распорядителя бюджетных средств не основаны на нормах права.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований открытого акционерного общества за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации являются верными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2004 по делу № А29-8509/03-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
2. Разъяснить, что Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Председательствующий
Л.Ю.ЮРКИНА

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru