Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 20.05.2004 № А29-8147/03А
<О ПРЕДЪЯВЛЕННЫХ К ВЫЧЕТУ СУММАХ НДС ПО НЕОПЛАЧЕННЫМ ТОВАРАМ И СРОКЕ ДАВНОСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 20 мая 2004 года Дело № А29-8147/03А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью на решение Арбитражного суда Республики Коми от 2 марта 2004 года по делу № А29-8147/03А, принятое судьей Кочергой М.Ю.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 2 марта 2004 года по делу № А29-8147/03А заявленные требования удовлетворены частично, решение Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Сыктывкару от 12.11.2003 № 12-31/63 признано недействительным в части:
- пункта 1 решения в части начисления налоговой санкции за неуплату налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса РФ в сумме 431 руб. 65 коп.;
- пункта 2.1 п/п. "б" решения в части уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 168 464 руб. 46 коп.;
- пункта 2.1 п/п. "в" решения в части уплаты пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 69 214 руб. 52 коп.
В остальной части заявленных требований в удовлетворении отказано.
Заявитель (общество с ограниченной ответственностью) не согласен с решением суда в части отказа в удовлетворении требований в отношении НДС и налога на доходы физических лиц, просит решение суда изменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, указав, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, исчисляют и уплачивают налог на доходы самостоятельно.
Ответчик (Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по г. Сыктывкару) не согласен с доводами жалобы, просит отказать в ее удовлетворении, указав, что заявителем неосновательно приняты к вычету суммы НДС по неоплаченным товарам (работам, услугам), налоговый агент обязан своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц, возможность удержания налога с выплаченных сумм доходов заявителем не утрачена.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей стороны, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Актом выездной налоговой проверки от 14 октября 2003 года, проведенной Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам (МНС РФ) по г. Сыктывкару, установлено, что заявителем в период 2000 - 2002 г.г. допущены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе неуплата (не полная уплата) налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 480 986 руб. 85 коп., а также неисчисление, неудержание и неуплата в бюджет налога на доходы физических лиц (подоходного налога) в сумме 41 575 руб.
По результатам проверки Инспекцией МНС РФ по г. Сыктывкару вынесено решение от 12 ноября 2003 года, которым заявитель в соответствии с пунктом 1 статьи 122 и статьи 123 Налогового кодекса РФ привлечен к налоговой ответственности:
- за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога - 22 621 руб. 21 коп.;
- за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц (подоходного налога), подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20 процентов суммы, подлежащей перечислению - 11 476 руб. 20 коп.
Названным решением также предложено заявителю уплатить сумму неуплаченного НДС в установленном размере, удержать и перечислить налог на доходы физических лиц (подоходный налог) в сумме 5 900 руб., а также начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пени за просрочку платежей: 182 990 руб. 86 коп. - по НДС; 37 303 руб. 82 коп. - по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) за период просрочки по 12.11.2003.
Заявитель, не согласившись с указанным решением в этой части, обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в этой части, правомерно признал, что факты совершения налоговых правонарушений установлены материалами проверки, налоговые вычеты должны производиться на основании счетов-фактур, выставленных продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, заявителем неосновательно не исчислен, не удержан и не перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц (подоходный налог) в сумме 5900 руб.
1. Материалами проверки (подпункт 2 пункта 2.2 акта проверки) установлено, что заявителем завышена сумма налоговых вычетов в связи с принятием сумм НДС по неоплаченным товарам (работам, услугам). В результате данного нарушения налоговым органом доначислен НДС в размере 242 387 руб. 32 коп.
В соответствии с пунктом 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров.
Как установлено материалами проверки и не оспаривается сторонами, заявителем в нарушение указанной нормы книга покупок ведется по мере поступления счетов-фактур без учета их оплаты.
Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога (НДС), предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации... Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами...
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Заявителем не представлялись суду и в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость (в составе счетов-фактур, не принятых налоговым органом) при приобретении им товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах, вывод налогового органа о том, что заявителем неосновательно предъявлены к вычету суммы НДС по неоплаченным товарам (работам, услугам), представляется законным и обоснованным. Решение суда первой инстанции в этой части является законным и обоснованным.
2. Материалами проверки (пункт 2.17 акта проверки) установлено, что заявителем в нарушение требований статьи 10 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" и пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ не исчислен, не удержан и не перечислен подоходный налог с сумм, выплаченных работникам предприятия по договорам аренды основных средств в сумме 5 900 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Ссылка заявителя на положения подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ, устанавливающего, что исчисление и уплату налога производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами - исходя из сумм таких налогов, в рассматриваемом споре представляется несостоятельной, поскольку данные физические лица являются работниками предприятия, в связи с чем у заявителя, как налогового агента, не исключена обязанность исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога.
Согласно пункту 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Исходя из вышеизложенного, полученные работниками доходы от аренды основных средств, не относятся к другим доходам в том смысле, какой заложен в подпункт 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах решением налогового органа правомерно предложено налоговому агенту удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в сумме 5 900 руб. и доначислены пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции при вынесении решения неосновательно не применил положения статьи 113 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности вынесено налоговым органом 12.11.2003, поэтому взыскание штрафа по основаниям статьи 123 Кодекса за совершенные налоговым агентом правонарушения в период до 12.11.2000, произведено с нарушением закона. Согласно уточненному расчету, размер излишне взысканного штрафа составил 2 884 руб.
Исходя из вышеизложенного, решение суда подлежит изменению, как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловалось и в силу требований пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ не проверяется судом апелляционной инстанции на предмет законности и обоснованности.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 2 марта 2004 года по делу № А29-8147/03А изменить, апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Сыктывкару от 12 ноября 2003 года в части пункта 1.2 о взыскании налоговой санкции в размере 2 884 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с заявителя в доход федерального бюджета 250 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
В.Г.ПРОТАЩУК

Судьи
И.Б.ЛЕУШИНА
В.Н.ПОЛИЦИНСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru