Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 11.05.2004 № 3-19-2004
<О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ И НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ ЧАСТИ 3 СТ. 17 ЗАКОНА РК "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РК" ОТ 25 МАРТА 1996 ГОДА № 12-РЗ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 14.09.2004, № 167






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2004 г. № 3-19-2004

Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего Кретова В.В.
при секретаре Старцевой Е.В.
с участием прокурора Степановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 мая 2004 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 2 пункта "а" части 3 ст. 2; части 3 ст. 17 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" от 25 марта 1996 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 марта 2003 года № 3-РЗ,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 2 пункта "а" части 3 ст. 2; части 3 ст. 17 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" от 25 марта 1996 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 марта 2003 года № 3-РЗ. В обоснование заявления указал, что в нарушение федерального законодательства о государственной службе указанными выше нормами Закона Республики Коми Главе Республики Коми предоставлены полномочия устанавливать по согласованию с Председателем Государственного Совета Республики Коми и Председателем Конституционного Суда Республики Коми размеры должностных окладов государственных служащих Республики Коми и надбавок к этим окладам, а также предусмотрена возможность определения размеров и видов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории "А", отдельными законодательными актами Республики Коми.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Государственного Совета Республики Коми Туркова А.В. и Главы Республики Коми Андреев К.В. заявление прокурора Республики Коми признали только в части согласования порядка определения денежного содержания государственных служащих Республики Коми с Председателем Государственного Совета Республики Коми и Председателем Конституционного Суда Республики Коми и не отрицали, что данное положение Закона Республики Коми противоречит федеральному законодательству. В остальной части заявление не признали и считали, что полномочия Главы Республики Коми по установлению порядка денежного содержания государственных служащих и возможность определения статуса, порядка избрания (назначения), полномочий, гарантий и компенсаций, размеров и видов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории "А", отдельными законодательными актами Республики Коми полностью соответствуют действующему федеральному законодательству.
Заслушав объяснения прокурора, представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.
Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями установление общих принципов организации системы органов государственной власти и правовых основ организации государственной службы Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания ч. 3 ст. 17 в части установления обязанности Главы Республики Коми согласовывать утверждаемый им порядок определения денежного содержания государственного служащего с Председателем Государственного Совета Республики Коми и Председателем Конституционного Суда Республики Коми Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует, что это положение Закона Республики Коми не соответствует ст. 1, 17, 18, 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст. 10 Закона Республики "Об органах исполнительной власти Республики Коми" от 9 января 2002 года с последующими изменениями и дополнениями, предусматривающим, что Глава Республики Коми, как высшее должностное лицо Республики Коми, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции и законов Республики Коми самостоятельно и без какого-либо согласования с иными должностными лицами издает указы (постановления) и распоряжения по всем отнесенным к его компетенции вопросам, в том числе и по вопросам организации государственной службы Республики Коми.
При таких обстоятельствах, ч. 3 ст. 17 в части слов: "по согласованию с Председателем Государственного Совета Республики Коми и Председателем Конституционного Суда Республики Коми", Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" от 25 марта 1996 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 марта 2003 года № 3-РЗ подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о решении о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению с момента вступления решения суда в законную силу ч. 3 ст. 17 в части слов: "по согласованию с Председателем Государственного Совета Республики Коми и Председателем Конституционного Суда Республики Коми", Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем, нет законных оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 2 пункта "а" части 3 ст. 2 и части 3 ст. 17 в части утверждения Главой Республики Коми порядка, в соответствии с которым определяется денежное содержание государственного служащего, Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" от 25 марта 1996 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 марта 2003 года № 3-РЗ.
Так, абзацем 2 пункта "а" части 3 ст. 2 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", в частности, установлено, что размеры и виды денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории "А", определяются отдельными законодательными актами Республики Коми.
Данное правовое предписание является вполне допустимым, поскольку ни Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ни Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями не регулируют деятельность лиц, замещающих государственные должности категории "А" субъектов Российской Федерации.
Поэтому в силу положений Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Республика Коми до принятия соответствующих федеральных законов вправе самостоятельно устанавливать своими законами и иными нормативными правовыми актами размеры и виды денежного содержания указанных выше лиц.
Предусмотренные ч. 3 ст. 17 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" полномочия Главы Республики Коми по утверждению порядка, в соответствии с которым определяется денежное содержание государственного служащего Республики Коми, также не могут быть признаны незаконными, т.к. во исполнение требований ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" ч. 1 и 2 ст. 17 Закона Республики Коми установлено, что денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере, зависящем от стажа государственной службы, и других предусмотренных системой оплаты труда выплат.
Таким образом, в Законе Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" прописаны все составляющие денежного содержания государственного служащего и делегированы Главе Республики Коми, как лицу осуществляющему в соответствии со ст. 26 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" управление государственной службой Республики Коми, полномочия по определению конкретных размеров этого содержания в зависимости от статуса и квалификационного разряда государственного служащего, а также и условий его труда.
Наделение же Главы Республики Коми указанными полномочиями согласуется с положениями ст. 15 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", предусматривающими возможность регулирования вопросов денежного содержания государственных служащих субъектов Российской Федерации не только законами, но и иными нормативными правовыми актами этих субъектов, ст. 3 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и ст. 18 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", устанавливающими порядок финансирования государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации за счет средств исполняемого органами исполнительной власти бюджета этого субъекта, и само по себе не нарушает гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан и организаций.
Более того, на уровне Российской Федерации вопросы определения размеров денежного содержания федеральных государственных служащих разрешаются аналогичным образом, т.е. в порядке, установленном соответствующими указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и ведомств, и это в силу основанного на Конституции Российской Федерации факта совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области организации государственной службы и предусмотренного приведенными выше федеральными законами принципа единства системы государственной службы Российской Федерации не препятствует субъектам Российской Федерации наделять своими законами высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа субъекта) указанными в ч. 3 ст. 17 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" полномочиями.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению с момента вступления решения суда в законную силу часть 3 ст. 17 в части слов: "по согласованию с Председателем Государственного Совета Республики Коми и Председателем Конституционного Суда Республики Коми", Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" от 25 марта 1996 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 марта 2003 года № 3-РЗ.
Сообщение о решении о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению с момента вступления решения суда в законную силу части 3 ст. 17 в части слов: "по согласованию с Председателем Государственного Совета Республики Коми и Председателем Конституционного Суда Республики Коми", Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий:
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru